История кино в Новосибирске

Новосибирск и кино – почти ровесники, город всего на два года старше  кинематографа. Где был первый иллюзион Новониколаевска, сколько приходилось стоять в очереди за билетами в «Победу» на кинопремьеры  советского времени, что смотрели новосибирцы в видеосалонах эпохи перестройки, где выступали Вицин, Никулин и Моргунов – в материале «Новосибирских новостей».


Иллюзионы Царских времен

Новониколаевск был основан в 1983 году. Два года спустя, в Париже, на Бульваре Капуцинок братья Люмьер показали публике первый в мире фильм «Прибытие поезда». Новосибирск и кино – почти ровесники.

В начале 20 века владельцы передвижных киноаппаратов ездили с гастролями по всей Сибири – это называлось гастрольно-железнодорожный кинопрокат. Считается, что первый стационарный кинотеатр появился в Новониколаевске в 1908-м году.

Кинопобеда_1946_г.jpg
Кинотеатр "Победа". Фото kinipibeda.com

«Федор Махотин арендовал участок на Базарной площади, выкупил служивший для цирковых нужд склад-павильон, слегка перестроил его и открыл первый стационарный «Театр-синематограф Ф. Ф. Махотина». До 1910 года XX века продажа билетов в электо-театры Новониколаевска значительно превышает  продажу билетов в цирк, театры, на танцевальные вечера. Зритель той поры делится в Сибири на две части: «театральную», которая смотрит фильмы в респектабельных помещениях Общественного и иных собраний театра, где проходит большинство киногастролей. Вторая была «цирковой»  –  кино смотрели  в шапито – балагане, устанавливаемом на базарной площади»,  - описывает киновед Виктор Ватолин в книге «Кино в Сибири».

«Передвижные киноустановки работали в амбарчиках и сараях. Свой зал для кинопоказов был в здании нынешнего Краеведческого музея, но многое изменилось к лучшему со строительством первого кинотеатра «Победа». Настоящий расцвет городского кинопроката пришелся на 60-70 годы прошлого века. Все основные населенные пункты Новосибирской области и сам город были охвачены сетью кинопроката к 1973 году, это была самая большая киносеть за Уралом – больше тысячи точек», – рассказал кинокритик Алексей Кожемякин.

Дворцы кино

Кинотеатр «Победа» был построен в 1956 году вместе с главным корпусом нынешнего НГАВТа. По задумке архитектора, с высоты птичьего полета здания напоминали серп и молот, но из-за пристроек архитектурная целостность потерялась. 

Кинотеатр_им__В__Маяковского_1962_г.jpg
Кинотеатр имени В. В. Маяковского. Вид с пересечения Красного проспекта и улицы Октябрьской (середина 1950-х гг.). Фото с сайта www.oldnk.ru

В 1969 г. появился обновленный кинотеатр «Маяковский» с залом на 1200 мест. «Металлист», «Аврора» тоже считались передовыми в техническом плане, но главными кинотеатрами Новосибирска оставались «Победа» и «Маяковский», которые соперничали за «право первой ночи» в демонстрации новинок. Самыми популярными лентами в начале восьмидесятых были  мелодрамы «Москва слезам не верит», «Пираты 20 века», но  лидером советского проката была мексиканская многосерийная мелодрама «Есения» (1974), которая с 1975 года является абсолютным чемпионом с невероятным показателем– 91,4 млн. зрителей на серию, сообщает сайт Film.ru. «Очереди были практически на все зарубежные фильмы, сотни людей занимали места задолго до начала продажи билетов», – уточнил киновед Алексей Кожемякин. Зрителей собирали не только афиши предстоящих фильмов, в городе существовала газета «Новосибирская кинонеделя» с тиражом в 50 тыс. экземпляров.

Kharkov_1981_Kassy_kinoteatra_Ukraina.jpg
Очередь в кассу кинотеатра. Фото ru.wikipedia.org

Киноиндустрия в СССР была огромным и прибыльным бизнесом. «К середине 70-х годов это был третий по прибыльности бизнес, после алкогольной и табачной промышленности – это можно считать показателем высокого качества того кинопроката, который существовал. Очень успешным в прокате было детское кино. Основную прибыль получали за счет зарубежного кино – около 11 % фильмов от всего проката, но даже это были огромные деньги», - рассказывает кинокритик Алексей Кожемякин.


По данным киноведа Сергея Кудрявцева, в 60-х годах советский зритель охотно смотрел комедии Гайдая – «Операцию «Ы»( 1965), «Бриллиантовую руку» (1969) и военную драму «Щит и Меч»( 1968).Читать дальше...

У простых советских граждан большим спросом пользовались кинопремьеры. Эта работа действительно велась планово, и Новосибирск посетили практически все звезды Советского кино – для них это было престижно. Знаменитая троица Никулин, Вицин и Моргунов приезжали сюда на заработки: выступить в кинотеатре, а потом на нескольких заводах, где им платили отдельную сумму. Конечно, это не было таким «чесом», но звездам Советского кино приходилось проводить по нескольку встреч за день на заводских «корпоративах».  

К концу перестройки незанятые ниши в расписании киносеансов стали заполнять эротическими фильмами, первым хитом в этом направлении стала советская картина «Маленькая Вера» в 1988 году. Кинокритик вспоминает – люди шли за «клубничкой» на экране, но выходили ошеломленные глубокой драмой о молодежи перестройки. Вскоре репертуар кинотеатров наполнился безвкусицей и ширпотребом от киноэротики. «Снижение планки» отбило желание ходить в кино у немалой части публики. 

x_f9e7cb8b.jpg
 Советские актеры представляли свои фильмы в Новосибирске. Открытка бюро пропаганды советсткого искусства из архивов Александра Малена. Фото:vk.com

Видеосалоны и голливудские боевики

В конце восьмидесятых годов Новосибирск наводнили видеосалоны. В плохо оборудованных, часто подвальных помещениях на 50-100 мест, на паре телевизоров с помощью бытового видеомагнитофона показывали нелицензионные копии голливудских блокбастеров. В советском кинопрокате эти фильмы не показывали, именно в видеосалонах новосибирские зрители впервые увидели Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне, Брюса Ли и фильмы ужасов.

«Бизнес был абсолютно легальным – кооператив при комсомоле, часть денег предприниматели отдавали комсомольской организации, но там не «кошмарили» молодых бизнесменов и брали мало. Типичная афиша выглядела следующим образом: в 13:00 мультики «Том и Джерри», в 15:00 фильмы с Брюсом Ли или «Рэмбо», в 17:00 «Полицейская академия», в 19:00 «Терминатор» или «Чужой» и в 21:00 ужасы – легендарным стал «Кошмар на улице вязов».

«Спрос был бешеный – около ста человек на один телевизор, с каждого по рублю. О прибыльности говорит то,  что успешный прокатчик мог за неделю скопить себе на «Жигули», – признался ведущий радио «Городская Волна» Евгений Величко. Он назвал несколько причин исчезновения видеосалонов к 1993 году: домашние видеомагнитофоны подешевели, хотя в 1986 два японских видеомагнитофона стоили почти как знаменитая вишневая «девятка», около 7 тыс. советских рублей. Но  появилось кабельное телевидение, а спрос начал падать, люди «наелись» –  устали от однообразности боевиков с Брюсом Ли и дешевой эротики на экране.

К концу перестройки традиционный кинопрокат потерял своего зрителя. «Снижение качества жизни в целом убило кинопрокат в Новосибирске к концу девяностых, даже те кинотеатры, которые могли бы быть отданы для кинопоказов в частные руки, сдавались в аренду  или закрывались», – уверен кинокритик Алексей Кожемякин.

3D реннесанс кино в 21 веке

005(34).jpg
Фото ru.wikipedia.org

Федеральные киносети пришли в Новосибирск в начале 2000-х. Московские прокатчики вернули часть зрителей в кинотеатры, благодаря новым технологиям. Фильмы в формате 3D демонстрируют во всех кинотеатрах Новосибирска, в городе есть кинозал с широким экраном IMAX. Как сообщали «Новосибирские Новости», в прошлом году открылся зал в формате 4DX, где зрители смогут почувствовать запахи, вибрацию и порывы воздуха, направленные в лицо, брызги волн и капли дождя, вспышки молний. Все эти эффекты будут в точности синхронизированы с действием на экране. В наши дни граница между «нашим» и «зарубежным» кино стерлась для зрителя.

Никита Манько, Новосибирские новости, 12 мая 2014г.